top of page
Фото автораIlia Kononov

Карина Погосбекова о труде и радости нового

Обновлено: 7 нояб.



8 ноября Карина Погосбекова примет участие в концерте «Мне снится явь» на площадке Музея Нонконформизма, что на Мясницкой. В программе, в частности, два вокальных цикла Юрия Буцко – «Одиночество» на стихи Ходасевича и «Две сказки» на стихи Бунина. Погосбекова выступит аккомпаниатором солистки Александры Дурсеневой. Карина Погосбекова – не только пианистка и концертмейстер, но и создатель и бессменный продюсер проекта современной вокальной музыки «Музыка нашего времени». Анастасия Буцко поговорила с Кариной о том, что толкает ее на все новые приключения.


Карина, сперва – огромное Вам спасибо от имени фонда Юрия Буцко: весной в рамках Вашего цикла «Музыка нашего времени» состоялась мировая премьера юношеского сочинения Буцко «Две сказки на стихи Бунина». Поскольку сочинение никогда не исполялось, Вам и певице Александре Дурсеневой по сути удалось воскресить его из бумажного небытия к реальной жизни. То же касается и цикла «Одиночество»: его последнее исполнение относится к 1980-ым годам. Обоим сочинениями более полувека. Является ли для Вас музыка Буцко «музыкой нового времени»?


Да, безусловно, я воспринимаю музыку Юрия Буцко как музыку нашего времени. Что касается моего фестиваля, то мы стараемся исполнять музыку композиторов, которые живут сейчас или жили не так далеко от нас. Конечно, это понятие размытое, и скорее интуитивное. У меня нет таких критериев как дата написания или дата смерти автора. Скорее, это некое эмоциональное ощущения причастности музыки к нашей эпохе – или непричастности. И творчество Буцко я воспринимаю как музыку нашего времени, нашей эпохи – хотя, конечно, в ней очень сильно ощущается преемственность, «база» русской классической музыки и не только музыки предыдущих эпох. Тут и Римский-Корсаков, и Мусоргский, и Шостакович.

Это линия такого, знаете, масштабного русского симфонизма. Это камерная музыка, написанная с ощущением «внутреннего оркестра». Я прямо слышу в ней тембры самых разных инструментов…



Два вокальных цикла Юрия Буцко, «Две сказки» по Бунину и «Одиночество» по Ходасевичу, созданы с разницей в два года (1964/1966) в начале творческого пути. В чем схожа, в чем различна их эстетика, музыкальный язык?


Сходство в том, что ощущается, что автор еще очень молод. Сходство и в том, что они очень сильно уходят корнями в национальное искусство, а если копать глубже – в народную и духовную музыку. Но на базе всего этого чувствуется и огромная индивидуальность автора.

Два цикла, которые мы исполняем, написаны в очень разной манере. Цикл на стихи Бунина – более классический, «Одиночество» по Ходасевичу - это уже совсем другая, авангардная вещь. Интересно, что человек работает почти одновременно в настолько разных стилях.


Я знаю, что исполнение Двух сказок на стихи Бунина, мировая премьера которых, состоялась 15 апреля этого года в Зарядье, поставило перед Вами немало чисто технических задач…


Я профессионал и, кроме того, исполняю много современной музыки, так что испугать меня непросто. Но да, там были сложности, причем именно для пианиста. В «Сказках» очень насыщенная фортепианная партия, так что она у автора просто не помещается на двух строчках, нужна третья – столько у него музыкального материала. Автор явно мыслит симфонически, а тут надо двумя руками охватить это полотно. Это действительно непростая задача, но, когда выучишь, эта музыка сразу становится твоей. «Одиночество» по Ходачевичу для пианиста как раз проще, зато оно сложнее для певца. Это менее тональная музыка, со своей очень сложной системой оттенков.


Концерт 8 ноября проходит на новой для музыкальной Москвы площадке – в открытом летом 2023 года Музее нонконформизма. Как вы относитесь к тому, что музыка осваивает новые пространства?


Великолепно отношусь! Это вообще моя любимая тема – соотношение пространства и музыки. Я очень люблю нестандартные новые места, это для меня важная творческая составляющая. И музей Нонконформизма – именно такое место. Особенно мне нравится это потрясающее панорамное окно, которое выходит прямо на улицу. Получается, что рояль стоит как будто на тротуаре, и прохожие, спешащие по Мясницкой, становятся если не слушателями, то все же участниками происходящего.


Давайте все-таки еще раз вернемся к Вашему фестивалю «Музыка нашего времени». Музыка времени – понятие широкое. Вы занимаетесь именно новой вокальной музыкой. В чем ее специфика?


Я много лет работаю вокальным концертмейстером, и в какой-то момент я задумалась над тем, что исполняется достаточно много инструментальной современной музыки, но очень мало вокальной. Одна из причин связана с тем, что новая музыка бывает часто написана в современных техниках, и наши классические вокалисты боятся за свой голосовой аппарат и не берутся. Или просто не знают, как такое петь. В результате новая вокальная музыка не просто оказывается неисполненной, но у нее появляется имидж чего-то особенно сложного, тяжелого как для исполнителя, так и для слушателя.

Но это не так! И вчера, и сегодня писалось и пишется очень много интересной, красивой вокальной музыки. И, что важно, музыки вокально удобной (музыку, в которой используются современные техники, мы поручаем певцам, специализирующимся на этом). Поэтому мне показалось необходимым сделать такой цикл. И оказалось, что у новой вокальной музыки есть очень много заинтересованных слушателей. Одним нравится одно, другим другое. Но равнодушными никто не уходит с наших концертов.


То есть, слухи о консерватизме российской и, конкретно, московской аудитории несколько преувеличены?


Аудитория большая. И люди, которые действительно любят классическую музыку, понимают, что она не может существовать в отрыве от того, что происходит сейчас. Что касается нас, музыкантов, то мы просто обязаны исполнять вот эту новую музыку. Это наша миссия.


В последние годы в рамках Ваших фестивалей (и за их рамками тоже) вы активно сотрудничаете с Александрой Дурсеневой, солисткой Большого театра с ярким голосом и ярким темпераментом. Именно вашему «тандему» с Александрой мы обязаны мировой премьерой «Двух сказок на стихи Бунина» Юрия Буцко. Вы сошлись характерами?


В первую очередь мне нравится то, что Александра очень творческий человек, который не боится экспериментов и очень их любит. Смелый человек, который хочет учить и узнавать новое. Это очень важное качество, ведь очень часто певцы осваивают какой-то репертуар и уже остаются в его рамках, дальше двигаться не хотят. Вот эта ее смелость и открытость к новому – это нас и сближает.

54 просмотра0 комментариев

Comments


bottom of page