top of page
  • Фото автораIlia Kononov

Концерт, посвящённый 85-летию со дня рождения Юрия Марковича Буцко



28 мая 2023 года в Рахманиновском зале Московской консерватории состоится концерт, посвященный 85 летию со дня Рождения Юрия Буцко

Московская консерватория отдаёт дань уважения профессору кафедры инструментовки, замечательному композитору Юрию Буцко, представляя концерт его камерных сочинений. Программа составлена из музыки разного времени сочинения, включая самый первый и самый последний камерный опус.

Партита для виолончели соло - единственное сочинение для сольного струнного инструмента без участия рояля в творчестве композитора. И уже в нем видны ясные черты авторского стиля композитора: стремление к суммированию направлений, идей, стилей — к созданию синтетического стиля, в котором могут найти место элементы двенадцатитоновой техники, разные виды тональности и лада, моменты сонористики, стремление к созданию длительной (непрерывной, бесконечной) мелодии. Партита в понимании Буцко – явление гораздо шире, чем просто музыкальная форма, это скорее отношение к жизни, где есть зарождение, развитие и заключение. Прелюдия-фуга и постлюдия. Жертва. Судьба. Предназначение, что означает: 1) Познай себя. 2) Начни делать. 3) Делай одно.

Фортепианное трио № 4 “Ангел пустыни” (2010) - хронологически последнее в длинном ряду камерно-инструментальных сочинений Юрия Буцко: четыре трио, семь квартетов, трио-квинтет, фортепианная соната, сонаты для виолончели и скрипки с фортепиано, сольные пьесы и циклы пьес для этих инструментов.

Автор оставил нам некое указание на программу Трио № 4, или скорее намек на нее, дав сочинению подзаголовок “Ангел пустыни”. Кто он, этот Ангел?

В Евангелии Ангел пустыни - это Иоанн Предтеча, нередко изображаемый на иконах, подобно ангелам, с крыльями. В первых стихах Евангелия от Марка читаем: “...Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов...”

Иоанн Предтеча был святым, наиболее почитаемым автором трио, и икона пророка и крестителя Иоанна всегда находилась перед глазами композитора во время работы. Этот образ определяет основной, как нам кажется, музыкальный образ трио, который можно определить словом “путь” - “...приготовьте пути”. Возможно, что отсюда ведет свое происхождение оригинальный музыкальный облик финала - некое шествие-марш “легкими стопами”, отсюда - “призывные” интонации в первой части. Да и другие темы трио оставляют впечатление движения, скольжения, устремления.

Три части сочинения не сильно контрастируют друг другу; скорее они составляют единое целое в тематическом и драматургическом смысле, где краткая вторая часть - словно интермеццо или связка между первой и третьей частями. В музыкальной ткани всех частей слышатся интонации звонов - близких и далеких, замирающих в пространстве. А в конце третьей части из этой атмосферы сначала незаметно, отдельными полевками, прорастает финальная знаменная тема - Рождественского песнопения “С нами Бог”.

Завершает программу Соната для виолончели и фортепиано. Она написана в 1979 году и входит в цикл «Большие сонаты» наряду с двумя скрипичными сонатами и Второй сонатой для двух фортепиано. Позднее, как и сонаты для скрипки, соната для виолончели была оркестрована, получив подзаголовок «Ричеркар». Музыка пронизана тематическим развитием, когда вся композиция строится как прорастание заданных в начале интонационных ячеек, центральный довольно подвижный раздел обрамлён двумя каденциями виолончели, а медленное вступление и медленная кода служат своего рода прелюдией и постлюдией. Первый исполнитель Сонаты, кому она и посвящена, Виктор Симон, сделал редакцию партии виолончели. Анастасия Кускашёва (скрипка) Максим Тарноруцкий, Екатерина Семёнова (виолончель) Станислав Дяченко, Елена Эндеберя (фортепиано)


74 просмотра0 комментариев

Comments


bottom of page