Музей Нонконформизма
Галерея Надежды Брыкиной
Совместно с Фондом Юрия Буцко
Адрес: ул. Мясницкая д. 24/7 стр. 2, +7(926)204-22-47.
30 декабря 2023 года.
Начало в 17:00.
Юрий Буцко (1938-2015)
Соната-Дифирамб (No.2), 1976.
Из фортепианного цикла «Из дневника» (Первая тетрадь, 1990) фрагменты
Михаил Турпанов, фортепиано.
Марлен Шпиндлер Композиция. 1973
Об идее:
Художника Марлена Шпиндлера и композитора Юрия Буцко, почти ровесников, связывала не только длившаяся много десятилетий дружба и взаимный интерес к творчеству друг друга, но и общий модус бескомпромиссного отношения к искусству и взгляды на роль Художника как посредника между земным миром и сферой Божественного.
Осязаемыми свидетельствами этого «избирательного сродства» живописца и музыканта являются как картины Шпиндлера в коллекции Буцко, включая экспрессивный портрет композитора, так и созданные в эпоху их дружбы музыкальные произведения.
Давая возможность сочинениям Юрия Буцко прозвучать в рамках выставки Марлена Шпиндлера мы, можно сказать, выполняем волю обоих художников.
О сочинениях:
«Дифирамб» в первом значении слова – жанр древнегреческой хоровой лирики, в общем лексическом значении – «экстатическая песня в возвышенном стиле». Само слово «дифирамб» по-гречески означает «гимн», «похвала». Перейдя в европейские языки, это слово приобрело и другие оттенки, сохраняя, однако, главное свое содержание – прославление. Именно в таком смысле использует это определение в фортепианной сонате «Дифирамб» Юрия Буцко. «Дифирамб» с его лейтмотивом колоколов является своего рода гимном в звуках, торжественной песнью, пробивающейся сквозь толщу житейских тягот и темноты бытия.
Фортепианный цикл «Из дневника» занимает особое место в творческом наследии Юрия Буцко, как и сам жанр произведения-дневника. Дневниковые записи, составившие сюжет литературного произведения, привлекали внимание композитора уже в молодые годы. Так, в 1963 году композитор сочиняет свою первую мини оперу «Записки сумасшедшего» по повести Гоголя, текст которой разворачивается как дневник чиновника Авксентия Поприщина. Это сочинение в одночасье сделало тогда 25-летнего одной из ключевых фигур молодого поколения русских музыкантов. В 1974 году появляется вторая моноопера «Из писем художника»; основу ее либретто составили письма и дневники художника Константина Коровина.
Дальнейшие творческие искания композитора в этой сфере привели к созданию цикла фортепианных миниатюр, распределенных на четыре Тетради под общим названием – «Из дневника». Сочинение пьес, вошедших в циклы, продолжалось на протяжении 17 лет. Первая тетрадь (1990) состоит из шести пьес, четыре из которых прозвучат в рамках концерта: «Загадка», «Ночная птица», «Неотправленные письма» и «Воспоминания о детстве».
Общая тема всех пьес – тема памяти, которая раскрывается многогранно, но всегда ретроспективно – через призму авторских дум, воспоминаний и размышлений. Музыкальные высказывания фокусируют в себе множество оттенков и градаций лирики – от нежной сердечности до возвышенной созерцательности. «Музыкальный дневник» Буцко сочетает в себе реальное и ирреальное, и этой двойственностью обусловлен символический тип их музыкальной образности.
Об исполнителе:
Михаил Турпанов — лауреат множества национальных и международных конкурсов, обладатель специального приза XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
В настоящий момент – концертирующий пианист, а также преподаватель Московской государственной консерватории и Центральной музыкальной школы.
Comments