Весьма красноречиво высказывание композитора о самом себе из письма в немецкое издательство «Ганс Сикорский», проявившего на каком-то этапе живой интерес к сочинениям Буцко (не принесший, впрочем, никаких реальных плодов). В этом кратком тексте, написанном в середине творческого пути, обозначены три основные линии творчества, который оставались существенными до конца дней композитора.
«Основой моего музыкального языка является русская музыкальная классика XIX и ХХ веков, древнерусское и народное русское искусство. Не придерживаюсь сложившихся («готовых») композиционных техник. Главным своим техническим открытием считаю 12-звучную технику, альтернативную, однако, к хроматической додекафонии Арнольда Шенберга. Это – техника оригинальная, никем до того не заявленная. Я называю ее принцип «двенадцатизвучием на расстоянии». В ее основе – древнерусские диатонические лады (осмогласие). В подобной технике написаны такие сочинения, как Полифонический концерт, духовные кантаты, Фортепианная соната № 1 [Соната в четырех фрагментах], «Древнерусская живопись» (Симфония-сюита № 1) и другие.
Вторым важнейшим для себя разделом творчества считаю музыку со словом, причем предпочитаю почти всегда не стихи, а прозу. Здесь я опираюсь на традицию музыкальной декламации Мусоргского. В этой традиции написаны четыре моих оперы (и, добавим, все вокальные циклы).
Третье направление – фольклорное, связанное с мотивами разных жанров и форм народного искусства. Сюда входят и вокально-хоровые произведения, и инструментальная музыка (в частности, все симфонии-сюиты). Здесь представлены и полностью оригинальные сочинения, и обработки подлинных фольклорных образцов. В этом направлении часто популяризируются идеи, изложенные в более сложной форме в инструментальных композициях других видов, поэтому я считаю «фольклорное направление» – демократическим, рассчитанным на широкую аудиторию, знающую свое отечественное искусство.
Четвертое направление моего творчества – академическое, связанное с традиционными жанрами (симфонии, квартеты, сонаты и т. д.).
В настоящее время я стремлюсь к суммированию направлений, идей, стилей, испытанных мною ранее, – к созданию синтетического стиля, в котором могут найти место элементы вышеописанной двенадцатитоновой техники, разные виды тональности и лада, моменты сонористики и т. д. Я стремлюсь также к созданию длительной (непрерывной, бесконечной) мелодии и в этом также опираюсь на традицию русской музыки, где интонационность всегда играла определяющую роль».
Это – очень точная характеристика, к которой можно добавить, что чаемое «суммирование» состоялось и в полной мере относится практически ко всем поздним инструментальным сочинениям разных форм.
Особый вопрос составляют симфонические формы, к которым композитор обращался всю жизнь. Их можно насчитать несколько видов, если принять во внимание еще и концерты для солирующих инструментов с оркестром, тоже вполне симфоничные по содержанию и структуре.
Первый, так сказать, разряд – семь больших симфоний (из которых не исполнены Пятая и Шестая). Это произведения крупной формы для большого оркестра, иногда отражающие опыт работы композитора в театре и кино. Так, в частности, с киноэпопеей «Хождение по мукам» связана Четвертая симфония, а Вторая – с балетом «Прозрение», который весьма недолго удержался на театральных подмостках
Иной род оставляют симфонии-сюиты, основанные в большой мере на жанровом, народном или древнерусском материале. Эти произведения в той или иной мере программны, рисуя картины народной жизни. Среди них выделяется первая симфония-сюита «Древнерусская живопись» симфония-сюита «Господин Великий Новгород» (по мотивам которой существует и хоровой триптих).
Камерные симфонии – еще одна жанровая разновидность, связанная с составом оркестра, преимущественно струнного. Среди них отметим Камерную симфонию № 3 – «Духовный стих» с хором в финале: сочинение посвящено таежным отшельникам семейству Лыковых.
Еще один жанр – камерные концертные симфонии, гораздо более «лирические» и «личные» по своему тонусу. Жанр концертной симфонии в трактовке Буцко по существу близок жанру двойного концерта: камерный состав с парными солирующими голосами скрипки, виолончели, альта и фортепиано. Тем не менее, автор разделяет эти жанры.
Существует еще несколько концертов для солирующих инструментов: два для фортепиано, четыре для скрипки, два для виолончели и два для альта.
Все это входит в понятие «симфонического мира» творчества Буцко. Есть и такие случаи, что в сферу этого мира входят произведения, сначала написанные как сонаты – например, Ричеркар для виолончели и фортепиано. Такие сочинения, обозначенные авторам как «Большие сонаты», пластично переходят из жанра сонаты в жанр симфони. Кроме того, Пятая – Седьмая симфонии образуют по авторскому замыслу цикл «Русь уходящая» (явный отсыл к известной картине Павла Корина).
Более или менее слитную группу составляют кантаты, из них тоже не все исполнены или исполнены «по разу» – например, «Вечерок», особенно «Свадебные песни» пользуются большой популярностью и гораздо менее, к большому сожалению, известна последняя из кантат (названная автором ораторией): посвященный памяти Свиридова «Песнослов» на стихи Николая Клюева. Сравнительно недавно была впервые исполнена грандиозная оратория «Сказание о Пугачевском бунте» по текстам А.С, Пушкина и народных песен.
Весьма обширен и разножанров мир камерной музыки Буцко. Среди сочинений для разных инструментальных составов следует выделить большую группу фортепианных опусов, во главе с грандиозной Сонатой в четырех фрагментах. А также – самостоятельный пласт органной музыки, включающий две Большие органные тетради (Вторая из них – одно из последних сочинений композитора), сочинения редкого жанра, представленные в шале время разве только в творчестве Оливье Мессиана. Из них первая тетрадь носит более «европейский» в жанровом отношении характер, а вторая носит красноречивое название: «Русские образы, картины, сказания, были и небылицы»
コメント