top of page
  • Фото автораIlia Kononov

«Перед праздником»: Концерт Юрия Буцко в рамках выставки Марлена Шпиндлера.

Обновлено: 16 дек. 2023 г.

Музей Нонконформизма

Галерея Надежды Брыкиной

Совместно с Фондом Юрия Буцко


Адрес: ул. Мясницкая д. 24/7 стр. 2, +7(926)204-22-47.


30 декабря 2023 года.

Начало в 17:00.


Юрий Буцко (1938-2015)


Соната-Дифирамб (No.2), 1976.


Из фортепианного цикла «Из дневника» (Первая тетрадь, 1990) фрагменты


Михаил Турпанов, фортепиано.

Марлен Шпиндлер Композиция. 1973


Об идее:


Художника Марлена Шпиндлера и композитора Юрия Буцко, почти ровесников, связывала не только длившаяся много десятилетий дружба и взаимный интерес к творчеству друг друга, но и общий модус бескомпромиссного отношения к искусству и взгляды на роль Художника как посредника между земным миром и сферой Божественного.


Осязаемыми свидетельствами этого «избирательного сродства» живописца и музыканта являются как картины Шпиндлера в коллекции Буцко, включая экспрессивный портрет композитора, так и созданные в эпоху их дружбы музыкальные произведения.


Давая возможность сочинениям Юрия Буцко прозвучать в рамках выставки Марлена Шпиндлера мы, можно сказать, выполняем волю обоих художников.

 

О сочинениях:


«Дифирамб» в первом значении слова – жанр древнегреческой хоровой лирики, в общем лексическом значении – «экстатическая песня в возвышенном стиле». Само слово «дифирамб» по-гречески означает «гимн», «похвала». Перейдя в европейские языки, это слово приобрело и другие оттенки, сохраняя, однако, главное свое содержание – прославление. Именно в таком смысле использует это определение в фортепианной сонате «Дифирамб» Юрия Буцко. «Дифирамб» с его лейтмотивом колоколов является своего рода гимном в звуках, торжественной песнью, пробивающейся сквозь толщу житейских тягот и темноты бытия.

 

Фортепианный цикл «Из дневника» занимает особое место в творческом наследии Юрия Буцко, как и сам жанр произведения-дневника. Дневниковые записи, составившие сюжет литературного произведения, привлекали внимание композитора уже в молодые годы. Так, в 1963 году композитор сочиняет свою первую мини оперу «Записки сумасшедшего» по повести Гоголя, текст которой разворачивается как дневник чиновника Авксентия Поприщина. Это сочинение в одночасье сделало тогда 25-летнего одной из ключевых фигур молодого поколения русских музыкантов. В 1974 году появляется вторая моноопера «Из писем художника»; основу ее либретто составили письма и дневники художника Константина Коровина.


Дальнейшие творческие искания композитора в этой сфере привели к созданию цикла фортепианных миниатюр, распределенных на четыре Тетради под общим названием – «Из дневника». Сочинение пьес, вошедших в циклы, продолжалось на протяжении 17 лет. Первая тетрадь (1990) состоит из шести пьес, четыре из которых прозвучат в рамках концерта: «Загадка», «Ночная птица», «Неотправленные письма» и «Воспоминания о детстве».


Общая тема всех пьес – тема памяти, которая раскрывается многогранно, но всегда ретроспективно – через призму авторских дум, воспоминаний и размышлений. Музыкальные высказывания фокусируют в себе множество оттенков и градаций лирики – от нежной сердечности до возвышенной созерцательности. «Музыкальный дневник» Буцко сочетает в себе реальное и ирреальное, и этой двойственностью обусловлен символический тип их музыкальной образности.

 

Об исполнителе:


Михаил Турпанов — лауреат множества национальных и международных конкурсов, обладатель специального приза XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского.


В настоящий момент – концертирующий пианист, а также преподаватель Московской государственной консерватории и Центральной музыкальной школы.

 

123 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page