Юрий Буцко: «Мне есть что сказать»
- anastassiaboutsko
- 5 мая
- 6 мин. чтения

Фонд Юрия Буцко представляет три знаковых сочинения разных эпох
Медленно, но верно внимание общества и музыкальной общественности фокусируется на наследии русского композитора Юрия Буцко (1938-2015). Мы – фонд Юрия Буцко – по мере сил стараемся этому способствовать, представляя слушателю сочинения, которые были недостаточно «расслышаны» при жизни автора.
В день рождения Юрия Буцко, 28 мая, в 19 часов в Зеркальном зале ГИИ прозвучат три сочинения Буцко разных эпохи. В первом отделении – два произведения: сюита для сольной трубы, написанное композитором в 27 лет, и созданная десятилетие спустя, в расцвете творческих сил, альтовая соната.
После небольшого антракта прозвучит Вторая тетрадь из фортепианного цикла «Из дневника». Этот фортепианный цикл, к которому автор возвращался на протяжении без малого двух десятилетий (1990–2007), состоит из четырех тетрадей. Это не просто музыкальный opus, а личный дневник автора, выраженный в звуках.
Мы очень рады, что в этот знаменательный день, в который Юрию Марковичу могло бы исполниться 87 лет (а он так мечтал дожить до глубокой старости – «Так интересно, что там будет!»), музыку Буцко будут исполнять молодые музыканты, из которых кто-то был знаком с автором или даже являлся его учеником (как Евгений Стародубцев), а кто-то знакомится с миром Буцко сейчас, через его музыку.
Всех ждем!
1 отделение
Сюита для трубы соло (1965) Владимир Пинялов (труба)*15 минут*
Соната для альта и фортепиано (1976) Антон Хлынов (альт) Елена Эндеберя*28 минут*
2 отделение
«Из дневника». Тетрадь вторая (1998) Евгений Стародубцев 40 минут
Более подробно об идее:
«Музыкальное искусство есть форма знания, оно есть путь знания, оно есть формула знания». Одна из важнейших идей, проходящих через всё творчество композитора Юрия Буцко, тот принцип, который он завещал слушателям, ученикам, своим потомкам…С самого своего начала творческого пути Буцко придерживался правила «Всякое мое сочинение музыкальное есть действие – акт рукоположения себя в прожитые мною обстоятельства бытия моего».
Вращаясь в среде поисков новых течений искусств, Буцко остаётся верен заветам исконной русской традиции проживания интонации через свою душу. Он пишет: «Интонация есть обмеривание. Надо обмерять всё (хлеб, стол, апельсин, жизнь, смерть, любовь) своей интонацией».
Творчество Буцко являет в себе самые прогрессивные достижения музыки ХХ века на основе глубинного проникновения в древнерусскую ладовую и духовную традицию. Кульминацией этого взаимопроникновения в камерной музыке Юрия Буцко является цикл «Больших сонат», который создавался композитором в 70-е годы для совершенно разных инструментальных составов: от одного инструмента до квинтета. Соната для альта и фортепиано, одна из таких «Больших сонат», прозвучит в концерте.
Обрамляют эту сонату сочинения, созданные для инструмента соло. Труба и рояль. Две сюиты. Два разных мира – юность и зрелость. Путь длиною в жизнь, уходящий в вечность. Композитор, чьё творчество ещё предстоит оценить потомкам, находит всё больший отклик в сердцах и умах музыкантов, что доказывает пророческие слова самого Юрия Буцко: «Моё время ещё придёт, надо быть на шаг впереди…»
Более подробно о сочинениях:
Сюита для трубы соло являет собой четырёхчастный цикл, являясь в свою очередь тоже частью большого трёхчастного цикла, который помимо названной сюиты ещё включает в себя Партиту для виолончели соло и Прелюдию, дифирамб и постлюдию для органа. Композитор ищет свой путь. Медлительное изложение вступительных тактов "Прелюдии" постепенно сменяется более взволнованными интонациями, энергичными репликами. Вторая часть - "скерцо", возникающая без перерыва сразу после "Прелюдии", оправдывает своё программное название энергичной моторной фигурацией, острым ритмом, задорными синкопами, ещё убедительнее подчеркивающими жизнерадостный характер музыки. Засурдиненный «Ноктюрн» погружает слушателя в атмосферу любовного томления, центром которой становится игривая канцонетта. "Финал" по своему тематическому материалу возвращает нас к "скерцо", однако теперь выразительные ритмы звучат всё более и более напряжённо и с движением, захватывая весь возможный исполнительский диапазон инструмента, заканчивая всю пьесу короткой, но значительной мотивной репликой.
Соната для альта и фортепиано продолжает период «Больших сонат» в творчестве композитора. В этот период автор разрабатывает тип большого одночастного камерного сочинения в духе симфонической поэмы на эпико-драматический сюжет. Автор не даёт поэтического названия сонате, в отличие от сонат для скрипки, виолончели или же для двух фортепиано, но слушатель может отследить в музыкальном материале «идеи построения собственного пространства». Композитор в это время пишет, что рассматривает себя в трёх ипостасях: праздно-понятийной, контрапунктной, а также мистицизме. Но в целом продолжает – не может похвастаться чистотой Духа.
Из дневника. Тетрадь вторая. «Стихи духовные». Композитор в течение всей жизни обращался к такому довольно неизвестному жанру в музыке 20-го века, как «Духовный стих». В 18-м, 19-м, начале 20-го века в русской культуре это была неотъемлемая часть народного эпоса, связанная с Богом, и познания своего глубинного предназначения. «Осени себя крестом, Умертви тело постом, Помилуй мя, Боже, Помилуй мя», - через аскезу и отрицание праздности прийти к духовному прозрению. Фортепианные циклы «Из дневника» – все четыре тетради – служат музыкальным продолжением «Книги Живота», которую композитор писал всю свою жизнь, сборник памяти жизни художника. Это сочинение – отражение неповторимой графики жизни, словесной, нотной, очень выпуклой – открывает слушателю, исследователю дверь в неизведанное пространство новой функциональности – нового порядка <нефункциональности личности> – ухода в себя и к Богу.
Про исполнителей:
Владимир Пинялов
Российский трубач, лауреат международных конкурсов, Лауреат Премии Правительства Москвы в области культуры, концертмейстер группы труб Российского национального молодежного симфонического оркестра. Родился в городе Москве. Окончил Колледж музыкально-театрального искусства им. Г. П. Вишневской (класс
Заслуженного артиста РФ С. Н. Остапенко), Московскую государственную
консерваторию им. П. И. Чайковского (класс доцента В. М. Лаврика) и
ассиcтентуру - стажировку при Московской консерватории (руководитель –
доцент В. М. Лаврик).
Лауреат I премии Международного музыкального фестиваля-конкурса
в г. Одессе, I премии на Международном музыкальном конкурсе
«Искусство XXI века» в Киеве; I премии Международного музыкального конкурса-фестиваля им. С. Орлова (Самара) и ряда других престижных наград.
В настоящее время ведёт активную концертную и просветительскую
деятельность, участвует в сольных и камерных программах, регулярно
выступает на ведущих концертных площадках России.
Антон Хлынов (альт)
Родился в 1985 году в Тюмени, с шести лет начал заниматься музыкой, в 1998 году переехал в Екатеринбург, где продолжил обучение в ССМШ при УГК им. М.П. Мусоргского, в классе В.П.Аверина.
В 2005 поступил в УГК им. Мусоргского в класс профессора В.П. Аверина.
В 2008 году продолжил обучение в МГК им. Чайковского, в классе Заслуженного артиста РФ В.А. Астахова.В 2009 поступил в группу альтов ГАСО России им. Е.Ф. Светланова.
По окончании консерватории продолжил обучение в ассистентуре-стажировке в классе Заслуженной артистки РФ, профессора И.М.Кандинской.
Выступал в качестве солиста с Уральским Молодежным Симфоническим оркестром, и Госоркестром России им Е.Ф. Светланова
Лауреат XI Тольяттинского Международного Конкурса конкурса музыкантов-исполнителей (II премия, 2007, Всероссийского конкурса-фестиваля «Сибирские камерные ассамблеи», г. Красноярск, I премия, 2007
Лауреат Международного конкурса «Надежды, Таланты, Мастера» г. Добрич (Болгария), I премия, 2008.
Елена Эндеберя
окончила исполнительский факультет Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского (педагоги: засл. арт. РФ, профессор Н.Я. Атлас, засл. арт. РФ, профессор К.Е. Корчинская), а затем аспирантуру и стажировку в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (педагоги: нар. арт. РФ, профессор А.Г. Севидов, засл. арт. РФ, профессор И.М. Кандинская, нар. арт. РФ, профессор А.Б. Любимов).
Выступает соло и с оркестром в России и за рубежом, имеет записи CD.
Лауреат более двадцати Международных конкурсов в России и за рубежом, принимала участие в фестивалях в Польше (по приглашению А. Ясинского и Я. Джевецкого),
в Израиле, в Греции, гастролировала в городах Норвегии, Швеции, Польши, Испании, Италии, выступала в Карнеги-холл, Светлановском зале Московского дома музыки, Большом, малом, Рахманиновском залах Московской государственной консерватории.
Сотрудничала с Национальным оркестром Страны Басков, Испания, камерным оркестром г. Афин, Греция, оркестрами Московской государственной консерватории, камерным оркестром «Московская камерата», Уральским академическим филармоническим оркестром, Симфоническим молодежным оркестром Свердловской филармонии, оркестром дома композиторов г. Екатеринбурга, оркестром московского театра «Амадей».
Являлась одним из организаторов фестивалей фортепианных дуэтов, прошедших в 2010-2016 гг. в Свердловской государственной академической филармонии, Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского и Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Участвует в фестивалях "Безумные дни" в г. Екатеринбурге (Свердловская государственная академическая филармония, г.Екатеринбург
Евгений Стародубцев
родился в 1981 году. Учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории (классы Нины Макаровой и профессора Людмилы Рощиной), Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и аспирантуре МГК (класс профессора Наталии Трулль). Лауреат более 50 международных конкурсов, проходивших в Испании, Франции, Италии, Португалии, Греции, Польше, Литве, Сербии, Канаде, Мексике, Армении.
Гастролировал во многих странах Европы, в Канаде и Таиланде. Принимал участие в фестивале памяти Шостаковича в амстердамском зале Консертгебау. Исполнял фортепианные концерты Рахманинова, Балакирева и Хачатуряна с оркестром Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга и Второй фортепианный концерт Щедрина с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» под управлением Фёдора Глущенко в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Сольные выступления пианиста проходили в Санкт-Петербургской филармонии, берлинском Концертхаусе, Концертном зале Коларац в Белграде и на других известных сценах
Записал диски со всеми сонатами Скрябина, сочинениями Чюрлёниса, Мессиана, Фейнберга и других композиторов. В 2010–2016 годах работал в Московской консерватории в качестве ассистента на кафедре профессора Веры Горностаевой. В настоящее время преподает в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных.
Comments