2010
"Ангел пустыни". Трио № 4 для скрипки, виолончели и фортепиано
35m
Композитор
25.04. 2016. Государственный институт искусствознания
А. Маломожнов, И. Кононов, Е. Романенко
18.01.2017 Русско-немецкий дом
А. Маломожнов, И. Кононов, В. Кузнецова
Хронологически последнее в длинном ряду камерно-инструментальных сочинений Юрия Буцко: четыре трио, семь квартетов, трио-квинтет, фортепианная соната, сонаты для виолончели и скрипки с фортепиано, сольные пьесы и циклы пьес для этих инструментов.
Автор оставил нам некое указание на программу Трио № 4, или скорее намек на нее, дав сочинению подзаголовок «Ангел пустыни». В Евангелии Ангел пустыни – это Иоанн Предтеча, нередко изображаемый на иконах, подобно ангелам, с крыльями. В первых стихах Евангелия от Марка читаем: «…Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов…»
. Этот образ определяет основной, как нам кажется, музыкальный образ трио, который можно определить словом «путь» – «…приготовьте пути». Возможно, что отсюда ведет свое происхождение оригинальный музыкальный облик финала – некое шествие-марш «легкими стопами», отсюда – «призывные» интонации в первой части. Да и другие темы трио оставляют впечатление движения, скольжения, устремления.
Три части сочинения не сильно контрастируют друг другу; скорее они составляют единое целое в тематическом и драматургическом смысле, где краткая вторая часть – словно интермеццо или связка между первой и третьей частями. В музыкальной ткани всех частей слышатся интонации звонов – близких и далеких, замирающих в пространстве. А в конце третьей части из этой атмосферы сначала незаметно, отдельными попевками, прорастает финальная знаменная тема – пасхального песнопения «С нами Бог».