2009
"Безмолвие осени". Концертная симфония № 3 для виолончели и фортепиано с оркестром
Роману Ледневу
--
Фонд Юрия Буцко
Не исполнено
Определение «концертная симфония» подразумевает некое промежуточное положение жанра между «симфонией» и «концертом». В творчестве Буцко жанр собственно симфонии представлен весьма многообразно: у композитора семь «больших» симфоний (для полного симфонического оркестра), четыре камерные симфонии (в основном для струнного оркестра), шесть симфоний-сюит (на жанровом материале, для большого оркестра, иногда с включением солистов и хора). С другой стороны, Буцко – автор нескольких концертов для солирующих инструментов (фортепиано, скрипка, альт, виолончель) с разными составами оркестра. В раннем творчестве композитора есть также два сочинения, озаглавленные «симфония-концерт» (Первый виолончельный концерт и Скрипичный концерт без номера).
Формально говоря, среди «концертных симфоний» две (Первая и Вторая) могут быть определены как «двойные концерты» (и такой подзаголовок имеется в авторских черновиках) – для скрипки и альта и для скрипки и виолончели. Третья концертная симфония обозначена на титуле как симфония с солирующей виолончелью, то есть как одинарный концерт, но фортепиано в этой партитуре едва ли не является вторым солирующим инструментом. Во всех трех симфониях использован струнный оркестр с добавлением ударных, а также органа (в Первой симфонии) и фортепиано. Полагаем, что данный состав удобен и практичен для исполнителей.
Отвечая на вопрос, почему же это все-таки «симфонии», а не «концерты», можно сказать, что непроходимой стены между жанрами здесь не наблюдается. Пожалуй, концертные симфонии более «симфоничны», менее связаны с принципом соревнования, который до какой-то степени подразумевает концертный жанр.
Три концертные симфонии, охватывают десятилетие: от 1999 до 2009 года и таким образом представляют мало известное исполнителям и слушателям позднее творчество композитора.
Формы симфоний различны и количество частей в них разное, хотя продолжительность примерно одинаковая – 40–45 минут. Все три носят авторские имена: «Письма без адреса», «Преображение», «Безмолвие осени». Первый и третий подзаголовки – абстрактны, при том, что в музыке Первой и Третьей симфоний явственно ощущается некая внутренняя, необъявленная программа. Особенно это касается Первой симфонии, где после продолжительной первой части вторая (с включением органа) яавляет собой «хорал» на тему знаменного роспева.
Подзаголовок же Второй симфонии имеет авторскую расшифровку – «Из Нового Завета», и внимательный исполнитель и слушатель, несомненно, ощутит в музыке этого сочинения особую «энергию» – отблески Фаворского света Преображения Господня.
Главное в стиле всех трех симфоний – напряженное и непрестанное, от начала до конца сочинения, полифоническое развитие основных тем и отдельных их мотивов, в котором «на равных» участвуют солисты и оркестр.