2009
"Канон Ангелу Грозному и Воеводе". Оратория № 3
45m
Не издано
БЗК… 2009
Хор МГК, С. Калинин
на тексты Иоанна Грозного
В 3 частях
Для смешанного хора, солистов (бас, тенор), 2 фп., челесты, органа и ударных
Полное название сочинения – «Канон Ангелу Грозному, Воеводе и Хранителю. Творение Юродивого Парфения (Иоанна IVГрозного, Деспота Российского)».
«Текст Ивана Грозного, этого «земного ангела смерти» для его современников, обращенный к небесному ангелу смерти, исполнен трепета и страха, покаянных мыслей: «Осквернивше душу злыми похотьми и теплыми слезами не омывше, и милостынею не очистивше» (песнь 9, тропарь 1)…
Композитор попытался создать синтетический жанр, сочетающий в себе многие стили, существовавшие в церковной и авторской музыке за последние 300 лет: речитатив, народный причет, церковное многоголосие и одноголосный распев, псалмодия, колокольный звон, старинный кант, партесный концерт. Каждый из этих стилей применяется в разные моменты композиции.
Выразительный речитатив, вызывающий в памяти монологи оперных персонажей Мусоргского, звучит у солистов: баса и тенора, исполняющих текст канона.
Роль хора в этом сочинении многогранна. Это изображение колокольного звона разных видов: праздничного трезвона в первом разделе и погребального звона в начале второго раздела. Это и постоянно звучащие краткие славословия и возгласы: «Аллилуия», «Господи помилуй», «Слава Тебе Боже». Они очень важны как своего рода комментарий к тексту Канона. Возгласы «Аллилуия», «Слава Тебе, Боже», «Господи помилуй» повторяются многократно у всего хора, часто в ритме колокольного звона, праздничного и погребального… Подобные хоровые звукоизобразительные эпизоды ярко контрастны одноголосным либо двухголосным напряженным репликам солистов».
Нора Потемкина