1976
"Пастораль". Для гобоя и фортепиано
10m
Музыка
Мемориальный музей-квартира Сергея Прокофьева 16.10.2022
М. Чакрыгин (гобой)
П. Шатский (фортепиано)
Пастораль для гобоя и фортепиано стоит особняком в творчестве композитора. Сам автор не включал это сочинение в официальный список своего наследия, рукопись была найдена при разборе архивов уже после смерти композитора.
Уникальность этого опуса состоит в том, что это единственное сочинение Юрия Буцко для солирующего духового инструмента.
Тематической основой данного сочинения стали темы из музыки к кинофильму «Пошехонская старина» по Салтыкову-Щедрину, который вышел на экраны в 1975 году.
«Пастораль» представляет из себя два лирических раздела, обрамлённых тремя каденциями гобоя, отчасти это идёт из раннего творчества Юрия Марковича, где он написал несколько партит: для виолончели, для фортепиано, для органа. Эти партиты, так же как и «Пастораль» начинаются с прелюдии – свободного каденционного раздела, который собой символизирует рождение мира. В прелюдии музыкальный материал представляет собой множество наигрышей, как будто композитор на вкус пробует звук, мысли его перескакивают по разным диапазонам инструмента, рояль комментирует. Результатом поиска интонации становится дивной красоты балладная мелодия, написанная в духе народной песни, и фактура рояля имитирует гусельный перебор. Кульминацией этого раздела становится вторая каденция гобоя, в которой мелодия, претерпевая различные преобразования приводит слушателя к трагическому вопросу. Композитор не отвечает на него, вместо этого начинается второй лирический раздел, в конце которого будет Постлюдия – третья каденция гобоя. Истаивая к концу, улетая в высь, музыка удаляется и слушатель погружается в тишину. Одна из главных музыкальных идей Юрия Буцко, которая нашла воплощение и в этом сочинении – «Музыка рождается из тишины и в тишину же уходит»
Исполнения при жизни автора это сочинение не имело, по разным причинам, одна из которых – предельная техническая сложность партии гобоя.