2003
Большая органная тетрадь №1
Княжне Л.Б. Шишхановой
--
Музыка
«Большую органную тетрадь» Юрия Буцко можно назвать уникальным явлением в современной литературе для этого инструмента, по крайней мере она наверняка уникальна среди органных сочинений, созданных в России. Единственный аналог, вероятно, служивший в некоем смысле образцом и для композитора – органные циклы великого французского композитора Оливье Мессиана, один из которых, кстати, носит похожее название – « Livre d’orgue», то есть «Органная книга». Под «книгой» (или «тетрадью») понимается не просто сочинение большой продолжительности, но книга с прописной буквы, книга, открывающая (или скрывающая в себе) образ мира.
Стиль «Большой органной тетради» связан с «Полифоническим концертом», но и сильно отличается от него. В «Тетради» появляются мотивы древнерусских песнопений: здесь звучат речитативные «припевы» из панихиды «Помяни, Господи, души усопших раб Твоих» (в Токкате и, как отдаленное воспоминание, в Пасторали) и Трисвятое (так называемое «надгробное» – в Вечном движении). Но дело не столько в использовании песнопений как тем для разработки, сколько в создании некоего интонационного, мелодического, а значит, и образного поля сочинения. Попевки из православного обихода составляют основу «Большой органной тетради», ее cantus firmus.
При этом все части «Тетради» построены по моделям старинных форм западноевропейской инструментальной музыки; некоторые из них – прелюдия, пассакалия, токката – особенно часто встречаются в органной литературе разных веков и обретают в ней свой круг образов, ассоциаций. Эта «память жанра» (точнее, разных жанров) воспринимается слушателем на протяжении всего сочинения. Перекрещивание столь отдаленных друг от друга если не во времени, то в пространстве, а также и по смыслу, явлений, как православное пение и старинные европейские жанры, создает совершенно особенный стиль «Большой органной тетради», не обычный и для творчества самого композитора.