top of page

ПАМЯТИ БОЛЬШОГО ХУДОЖНИКА - Концерт музыки Юрия Буцко 12 октября 2025

  • Фото автора: Ilia Kononov
    Ilia Kononov
  • 4 окт.
  • 4 мин. чтения

Обновлено: 8 окт.

Московская консерватория


Рахманиновский зал, 12 октября 2025 года, 19:00


ree


В программе:



Юрий Буцко




Сонатина-пастораль для фортепиано (1968). Мировая премьера

Пастораль для гобоя и фортепиано (1976)


«Ангел пустыни», трио № 4 для скрипки, виолончели и фортепиано (2010)


«Безмолвие осени». Концертная симфония № 3 для виолончели и фортепиано с оркестром (2009). Мировая премьера




Солисты:

Аглая Голубева (гобой)

Антоний Волков (скрипка)


Николай Якушев (виолончель)


Станислав Дяченко (фортепиано)


Камерный оркестр «La grande Anima»


Художественный руководитель и дирижёр Богдан Липатов


Об идее:

Жизнь и творчество Юрия Буцко (1938-2015) неразрывно связаны с Московской консерваторией, где он учился сам и где преподавал на протяжении почти полувека. Стены своей alma mater Буцко называл святыми, они служили ему опорой в житейских бурях и творческих исканиях. Сегодняший концерт, проходящий в год 10-летней годовщины смерти композитора, не только отдает дань уважения «старому мастеру», но и открывает новые горизонты в осмыслении творческого наследия Буцко, представляя в сотрудничестве с «Фондом Буцко» никогда прежде не звучавшую музыку выдающегося русского композитора.


Маркируя начало и финал пути Буцко в искусстве, программа представляет два ранних сочинения Буцко, нотный материал которых был обнаружен в архиве комопзитора и подтоговолен к исполению и изданию в последние года, и два поздних сочинения. Таким образом, в одном концерте перед слушателем пройдут образы начала пути автора и его итога.


Станислав Дяченко, профессор оперно-симфонического  дирижирования, автор концепции программы: «Выбор сочинений не случаен. Нам важен облик автора, устремленный в духовные сферы бытия. Сама его музыка призывает нас к  атмосфере тишины и молитвы, при погружении в которую нам открывается возможность услышать и «неба содроганье и горний ангелов полет»…»


О сочинениях:

Сонатина-пастораль для фортепиано (1968)

Пасторальная тематика – это существование «на крыльях молодости» в праздно-понятийной ипостаси, воплощением которой, по мнению композитора, является природа. Но это и стремление к чистоте Духа. Буцко сочинил цикл Пасторалей для фортепиано в 6 тетрадях, но и в дальнейшем тематика взаимоотношения творца и природы постоянно напоминала о себе. Результатом этих измышлений стала Сонатина-пастораль и Пастораль для гобоя и фортепиано.


Пастораль для гобоя и фортепиано (1976) «Пастораль» для гобоя и фортепиано стоит особняком в творчестве Юрия Буцко. Сам автор не включил ее в список своих сочинений, рукопись была найдена при разборе архивов уже после смерти композитора.


Это единственное сочинение Юрия Буцко для солирующего деревянного духового инструмента. Тематической основой данного сочинения стала музыка к кинофильму «Пошехонская старина» по Салтыкову-Щедрину, который вышел на экраны в 1975 году. Как и в Сонатине-пасторали, Буцко исследует народную тему – наигрыш не только внешне, - тема – результат развития наигрыша, но и вглубь: что есть смысл. Однозначного ответа в сочинении не даётся, потому что «рождаясь из тишины, и придя к вопросу, музыка в тишину уходит».


Совершенно иные по духу два поздних Буцко - 
«Ангел пустыни», трио № 4 для скрипки, виолончели и фортепиано (2010) и концертная симфония № 3 для виолончели и фортепиано с оркестром (2009) «Безмолвие осени».


Позднее творчество композитора преодолевает внутренний конфликт, характерный для музыки Буцко раннего и среднего периода. Сочинения, созданные в конце жизни, отличает неспешность повествования и медитативность настроения. Постепенное сворачивания яркого гармонического и дерзкого ритмического письма начала творческого пути приводят к некому «белому» звучанию партитур последнего десятилетия жизни композитора. 
Это своего рода неспешное, спокойное, но и предельно строгое, прежде всего к себе, подведение итогов.



Уже поэтические названия - «Ангел пустыни» и «Безмолвие осени» - говорят о погружении внутрь себя. Их философии чужда суеты, их мир спокойствия и внутреннего горения не терпит мелочности и бессмысленных поступков.

Их можно сравнить с черно-белыми фотографиям людей в тумане, когда взгляд слушателя, зрителя, исполнителя должен сконцентрироваться на сути духовного бытия, отринув всё эмоционально наносное.


Можно сравнить эти сочинения с ликами святых, молчаливо взирающих на нас с икон (собственно, висевшая над роялем композитора икона Иоанна Предтечи – «Ангела пустыни» - послужила визуальным эпиграфом одноименного сочинения).

Этот образ определяет основной музыкальный образ трио «Ангел пустыни», который можно определить словом “путь” - “...приготовьте пути”. Возможно, что отсюда ведет свое происхождение оригинальный музыкальный облик финала - некое шествие-марш “легкими стопами”, отсюда - “призывные” интонации в первой части. Да и другие темы трио оставляют впечатление движения, скольжения, устремления.



Три части сочинения не сильно контрастируют друг другу; скорее они составляют единое целое в тематическом и драматургическом смысле, где краткая вторая часть - словно интермеццо или связка между первой и третьей частями. В музыкальной ткани всех частей слышатся интонации звонов - близких и далеких, замирающих в пространстве. А в конце третьей части из этой атмосферы сначала незаметно, отдельными полевками, прорастает финальная знаменная тема - Рождественского песнопения “С нами Бог”.



Симфония «Безмолвие осени» являет собой концентрированное полотно большинства идей Юрия Буцко, проповедуемых им самому себе в начале творческого пути (в формулировке автора из его еще неопубликованного Дневника):


«1. Предельная выразительность

2. Разрешенность (катарсисность)

3. Ритмический декоративизм (как статичность)

4. Сверхначало (трансцендентность)

5. Непреднамеренность (реактивности)

6. Многосущность (полифония, полигармония мира)

7. Многовариантность идеи (мысли)

Особо:

Выделить соотношение между структуральностью материи и природой материи (деструктуральность), логичным и нелогичным.»


По прошествии лет Юрий Буцко в своей «Книге Живота» дает такую запись:


«Я потратил первую половину жизни на вытравление в себе функционального в современном проклятом смысле. Мне предстоит оставшуюся половину (или великую часть) потратить на обретение новой функциональности – нового порядка <нефункциональность личности> - уход в себя. Моя задача – всесвязывание и всеобъединение на основе законов Бытия, поставленных нам Богом (и плохо осознаваемых людьми)!»


Музыка симфонии одномерна, линейна и монотематична, так же как и музыкальный материал трио.


К концу жизни автор сформировал весьма узкий инструментальный круг, используемый им в качестве красок: это струнные, символизирующие человека, голос (хор), символизирующий Бога, рояль (ударные), символизирующие время и повседневный мир, окружающий человека. В объединении этих тембров, в приведении баланса этих структур мирового бытия и их взаимопроникновение и являет суть поздних сочинений Буцко. Для него ближе противоположность единства, чем единство противоположностей. Позднее творчество Юрия Буцко -  это скорее ритуальное действо индивидов, инструментальных групп, направленное на утверждение в ощутимых формах высшей, полной и абсолютной формы знания. Это действие разума, проверенное подсознанием, минуя эмоцию и страсть.


Комментарии


  В оформлении сайта использованы работы заслуженного художника России Виктора Калинина, а также автографы композитора.

2021-2025. Фонд Юрия Буцко.

Куприянов Константин логотип
bottom of page