ПАМЯТИ БОЛЬШОГО ХУДОЖНИКА - Концерт музыки Юрия Буцко 12 октября 2025
- Ilia Kononov
- 4 окт.
- 4 мин. чтения
Обновлено: 8 окт.
Московская консерватория
Рахманиновский зал, 12 октября 2025 года, 19:00

В программе:
Юрий Буцко
Сонатина-пастораль для фортепиано (1968). Мировая премьера
Пастораль для гобоя и фортепиано (1976)
«Ангел пустыни», трио № 4 для скрипки, виолончели и фортепиано (2010)
«Безмолвие осени». Концертная симфония № 3 для виолончели и фортепиано с оркестром (2009). Мировая премьера
Солисты:
Аглая Голубева (гобой)
Антоний Волков (скрипка)
Николай Якушев (виолончель)
Станислав Дяченко (фортепиано)
Камерный оркестр «La grande Anima»
Художественный руководитель и дирижёр Богдан Липатов
Об идее:
Жизнь и творчество Юрия Буцко (1938-2015) неразрывно связаны с Московской консерваторией, где он учился сам и где преподавал на протяжении почти полувека. Стены своей alma mater Буцко называл святыми, они служили ему опорой в житейских бурях и творческих исканиях. Сегодняший концерт, проходящий в год 10-летней годовщины смерти композитора, не только отдает дань уважения «старому мастеру», но и открывает новые горизонты в осмыслении творческого наследия Буцко, представляя в сотрудничестве с «Фондом Буцко» никогда прежде не звучавшую музыку выдающегося русского композитора.
Маркируя начало и финал пути Буцко в искусстве, программа представляет два ранних сочинения Буцко, нотный материал которых был обнаружен в архиве комопзитора и подтоговолен к исполению и изданию в последние года, и два поздних сочинения. Таким образом, в одном концерте перед слушателем пройдут образы начала пути автора и его итога.
Станислав Дяченко, профессор оперно-симфонического дирижирования, автор концепции программы: «Выбор сочинений не случаен. Нам важен облик автора, устремленный в духовные сферы бытия. Сама его музыка призывает нас к атмосфере тишины и молитвы, при погружении в которую нам открывается возможность услышать и «неба содроганье и горний ангелов полет»…»
О сочинениях:
Сонатина-пастораль для фортепиано (1968)
Пасторальная тематика – это существование «на крыльях молодости» в праздно-понятийной ипостаси, воплощением которой, по мнению композитора, является природа. Но это и стремление к чистоте Духа. Буцко сочинил цикл Пасторалей для фортепиано в 6 тетрадях, но и в дальнейшем тематика взаимоотношения творца и природы постоянно напоминала о себе. Результатом этих измышлений стала Сонатина-пастораль и Пастораль для гобоя и фортепиано.
Пастораль для гобоя и фортепиано (1976) «Пастораль» для гобоя и фортепиано стоит особняком в творчестве Юрия Буцко. Сам автор не включил ее в список своих сочинений, рукопись была найдена при разборе архивов уже после смерти композитора.
Это единственное сочинение Юрия Буцко для солирующего деревянного духового инструмента. Тематической основой данного сочинения стала музыка к кинофильму «Пошехонская старина» по Салтыкову-Щедрину, который вышел на экраны в 1975 году. Как и в Сонатине-пасторали, Буцко исследует народную тему – наигрыш не только внешне, - тема – результат развития наигрыша, но и вглубь: что есть смысл. Однозначного ответа в сочинении не даётся, потому что «рождаясь из тишины, и придя к вопросу, музыка в тишину уходит».
Совершенно иные по духу два поздних Буцко - «Ангел пустыни», трио № 4 для скрипки, виолончели и фортепиано (2010) и концертная симфония № 3 для виолончели и фортепиано с оркестром (2009) «Безмолвие осени».
Позднее творчество композитора преодолевает внутренний конфликт, характерный для музыки Буцко раннего и среднего периода. Сочинения, созданные в конце жизни, отличает неспешность повествования и медитативность настроения. Постепенное сворачивания яркого гармонического и дерзкого ритмического письма начала творческого пути приводят к некому «белому» звучанию партитур последнего десятилетия жизни композитора. Это своего рода неспешное, спокойное, но и предельно строгое, прежде всего к себе, подведение итогов.
Уже поэтические названия - «Ангел пустыни» и «Безмолвие осени» - говорят о погружении внутрь себя. Их философии чужда суеты, их мир спокойствия и внутреннего горения не терпит мелочности и бессмысленных поступков.
Их можно сравнить с черно-белыми фотографиям людей в тумане, когда взгляд слушателя, зрителя, исполнителя должен сконцентрироваться на сути духовного бытия, отринув всё эмоционально наносное.
Можно сравнить эти сочинения с ликами святых, молчаливо взирающих на нас с икон (собственно, висевшая над роялем композитора икона Иоанна Предтечи – «Ангела пустыни» - послужила визуальным эпиграфом одноименного сочинения).
Этот образ определяет основной музыкальный образ трио «Ангел пустыни», который можно определить словом “путь” - “...приготовьте пути”. Возможно, что отсюда ведет свое происхождение оригинальный музыкальный облик финала - некое шествие-марш “легкими стопами”, отсюда - “призывные” интонации в первой части. Да и другие темы трио оставляют впечатление движения, скольжения, устремления.
Три части сочинения не сильно контрастируют друг другу; скорее они составляют единое целое в тематическом и драматургическом смысле, где краткая вторая часть - словно интермеццо или связка между первой и третьей частями. В музыкальной ткани всех частей слышатся интонации звонов - близких и далеких, замирающих в пространстве. А в конце третьей части из этой атмосферы сначала незаметно, отдельными полевками, прорастает финальная знаменная тема - Рождественского песнопения “С нами Бог”.
Симфония «Безмолвие осени» являет собой концентрированное полотно большинства идей Юрия Буцко, проповедуемых им самому себе в начале творческого пути (в формулировке автора из его еще неопубликованного Дневника):
«1. Предельная выразительность
2. Разрешенность (катарсисность)
3. Ритмический декоративизм (как статичность)
4. Сверхначало (трансцендентность)
5. Непреднамеренность (реактивности)
6. Многосущность (полифония, полигармония мира)
7. Многовариантность идеи (мысли)
Особо:
Выделить соотношение между структуральностью материи и природой материи (деструктуральность), логичным и нелогичным.»
По прошествии лет Юрий Буцко в своей «Книге Живота» дает такую запись:
«Я потратил первую половину жизни на вытравление в себе функционального в современном проклятом смысле. Мне предстоит оставшуюся половину (или великую часть) потратить на обретение новой функциональности – нового порядка <нефункциональность личности> - уход в себя. Моя задача – всесвязывание и всеобъединение на основе законов Бытия, поставленных нам Богом (и плохо осознаваемых людьми)!»
Музыка симфонии одномерна, линейна и монотематична, так же как и музыкальный материал трио.
К концу жизни автор сформировал весьма узкий инструментальный круг, используемый им в качестве красок: это струнные, символизирующие человека, голос (хор), символизирующий Бога, рояль (ударные), символизирующие время и повседневный мир, окружающий человека. В объединении этих тембров, в приведении баланса этих структур мирового бытия и их взаимопроникновение и являет суть поздних сочинений Буцко. Для него ближе противоположность единства, чем единство противоположностей. Позднее творчество Юрия Буцко - это скорее ритуальное действо индивидов, инструментальных групп, направленное на утверждение в ощутимых формах высшей, полной и абсолютной формы знания. Это действие разума, проверенное подсознанием, минуя эмоцию и страсть.






Комментарии