top of page

Игорь Кузнецов "Покаянный канон: послание через века"

  • Фото автора: Ilia Kononov
    Ilia Kononov
  • 22 мар. 2022 г.
  • 7 мин. чтения

ree

Когда к археологу попадает древний предмет быта, когда рука ученого касается пергаментных страниц старинного фолианта, они испытывают волнение, священный трепет перед фактом, воскресившим ушедшие в историю время, события, жизнь людей другой эпохи. Русское средневековье, в частности XV век, эпоха Ивана IV (Грозного), запечатленная в произведениях искусства, не перестает вызывать трепетное волнение своим суровым колоритом, в котором за властной жестокостью, монархическим деспотизмом царя скрываются образованность, рациональная политика, способствовавшая укреплению Руси, и – страдающая, трепещущая и кающаяся душа. Именно это состояние становится поводом для мучительных раздумий, острой болью пронзавшей всех, кто пришел на премьеру оратории Юрия Марковича Буцко «Канон Ангелу Грозному, Воеводе и Хранителю… творение Юродивого Парфения (Иоанна IV Грозного, Деспота Российского)» 29 октября 2011 года в Большой зал Московской консерватории.

Канон — так называется сочинение Иоанна IV (Грозного) — это богослужебное песнопение, чаще всего входящее в состав утрени. Полный канон состоит из девяти песен, вторая песнь поется только в канонах Великого поста. В полных канонах каждая песнь имеет свой особый предмет, тему, заимствованную из ветхозаветных песней. Оратория написана на подлинный текст документа, который помогает ощутить исключительную искренность и величие послания Грозного, донесенные из глубины веков.

«Канон Ангелу Грозному» — это род покаянного канона, канона-исповеди. Он обращен к Архангелу Михаилу — «хранителю всех человеков, от Бога посланного по вся души человеческие», что особо подчеркивается: «От Бога посланного страшнаго Воина, царем, и князем, и архиереем, и всем людем великое изменение от суетнаго века сего» (песнь 6).

Исповедальная сущность этого Канона проявляется в осмыслении человеком своего жизненного пути, греховной сущности земного бытия, в тревоге ожидания своего смертного часа и в надежде на Божию милость и отпущение грехов: «Прежде страшного и грознаго твоего, Ангеле, пришествия, умоли о мне грешнем о рабе твоем имярек. Возвести мне конец мой, да покаюся дел своих злых, да отрину от себе бремя греховное. Далече ми с тобою путешествовати» (песнь 1); «Святый Ангеле, посланниче Божий, даждь ми, Ангеле, час покаятися согрешении и отринути от себе бремя тяшкое» (песнь 3). Автор Канона молит: «Мудрый Ангеле и светлый, просвети ми мрачную мою душу своим светлым пришествием, да во свете теку в след тебе» (песнь 7).

Текст Канона в произведении Буцко оттенен также смысловой цитатой из Библии: «Из земли взят, землей кормлюсь, во сыру землю лягу» (Бытие; 3, 19)[1]. Этот текст является основой третьей части и входит в восьмой номер — в окончание произведения.

Надо заметить, что Канон Иоанна Грозного не целиком использован в оратории. И это вполне объяснимо его длиной, а также тем, что пропетое слово, вместе с повторами и широкими распевами фраз, создает совершенно иной темп музыкальной речи. Поэтому первые три песни Канона использованы в оратории почти полностью, пятая и шестая — частично, а содержание заключительных трех песен передано отдельными фразами, связанными логикой смыслового единства.

Общая форма оратории складывается из девяти различных по протяженности и значению частей. Первая часть включает четыре номера: «Канун», «Возглас», «Слава» и «Не остави мене». В них развертывается экспозиция темы: наставления Грозного о том, какие молитвы Святых Отцов надо читать кающемуся грешнику, просьба к Архангелу о заступничестве, хвала Богу и пронзительный, потрясающий душу монолог — вторая просьба о заступничестве, тенор соло. Монологи тенора, особенно второй, вызывают в памяти образ Юродивого из «Бориса» Мусоргского[2].

Вторая часть («Егда приидет время»), самая значительная в цикле, наполнена торжественным и одновременно суровым колокольным звоном. В нем ощутимо тревожное величие, похожее на то, которое звучит в оркестровом Вступлении к «Хованщине» Мусоргского. В этой части несколько разделов, которые более тесно соединены друг с другом, чем начальные номера. Первые три раздела («Светлый Ангеле Христов, Грозный Воевода», «Господи помилуй» и «Аллилуйя») имеют общий гармонический спектр от звуков D и B, а с момента вступления баса (со словами «Егда приидет время») устанавливается органный пункт от звука Es.

Третья часть — монументальная звуковая фреска, которую можно было бы назвать «Положение во гроб». В № 6 «Из земли взят» передана горечь лицезрения тела умершего – в диссонансных наплывах крещендирующего звучания аккордов, в остинатной колокольности как символе прощания и в темном, словно разверзшаяся бездна, звучании двух роялей, низкий регистр которых усилен педалью органа.

Третья часть завершается своего рода эпилогом, в котором наступает ожидаемое просветление. Последние страницы этой части звучат очень по-русски. Тональность Des dur, тихая Аллилуйя у хора, далекие колокола — все это напомнило мне окончание, послесловие «Пиковой дамы» Чайковского.

Номер 7 «Небесного Царя поем» — вариантно развивающая реприза, где сначала возвращается вступление – № 1 «Канун», а его продолжением является хоровое фугато-молитва «Всюду готов стоиши и зла не убоишися».

Четвертая часть (№ 8. «Заключение») подводит итог, подчеркивая мысль о бренности нашего существования («во сыру землю лягу»). Практически все музыкальные образы Заключения уже знакомы нам по предыдущим частям и разделам оратории. Они как зарубки на древе памяти, в которых воскресают картины прошлого, эпизоды из жизни, тихо уходящие в небытие, в Вечность.

Таким образом, можно сделать первый вывод: обычная для церковной службы форма канона в оратории Буцко получает индивидуальное драматургическое решение. Основной смысл несут вторая и третья части: земная жизнь человека — это прелюдия к жизни вечной, и каждый проходит свой крестный путь[3].

Юрий Буцко не впервые обращается к творчеству Иоанна Грозного. Уже в «Полифоническом концерте» первые четыре части основаны на стихирах, приписываемых Грозному: «О, великое милосердие грешным еси, Богородице пречистая», «Вострубите трубою песней» и другие. Вначале материал стихир проходит контрапунктическую и имитационно-полифоническую обработку, когда тема стихиры преобразуется в тему фуги, а диатоническая основа обиходного лада усложняется за счет хроматического расширения обиходного лада вверх и вниз, и данная система становится канвой, на которой расцветают узоры голосов фуги. Аутентичность музыкального материала и оригинальная ладовая система позволяли композитору воскресить суровый колорит звучания эпохи, а широкая интервалика мелодических линий, хроматика как следствие расширения системы обиходного лада подсказывали чуткому уху слушателей, что повествование о средневековой Руси ведет современный нам автор.

Система музыкально-выразительных средств в оратории Юрия Буцко тесно связана с традициями отечественной музыки и одновременно глубоко своеобразна, что определяется квартовой системой обиходных согласий и приемами свертывания в аккорды диатонического звукоряда этого лада. Но особенно важной сферой поисков индивидуальных форм выражения становится интонация. Юрий Буцко находит оригинальные интонации, которые складываются в хорошо «узнаваемую» музыкальную речь. В ней ощутима глубокая и сильная эмоциональная природа, которая не одета в доспехи новейших гармонических систем, а близка и понятна всем, кто воспринимает музыку сквозь призму мелодии и тональной организации. То, что живая, бесконечная в своих оттенках интонация, захватывающая слушателя на глубинном, генетическом уровне, может иметь место в современном искусстве, прекрасно доказало хотя бы творчество Георгия Свиридова.

Уже начало оратории приковывает к себе внимание зловеще-грозным оттенком речитации хора, где кварто-квинтовая основа аккордовой вертикали постепенно обрастает диссонансами и вызывает сильный эмоциональный всплеск, сквозь который прорываются интонации плача. Эта кульминация вызывает ассоциации с эпизодом из «Хованщины» Мусоргского, передающим отчаяние стрелецких жен.

ree

Столь же экспрессивно и проникновенно звучит первая фраза тенора «О, человече, не забывай часа смертного». Вершина-источник этого мелодического речитатива вобрала в себя всю силу душевных страданий, выплеснутую в звуке, как в зачине протяжной русской песни.


ree

Новым для стиля Буцко качеством мелодического речитатива в партиях солиста и хора является органичное соединение интонаций древнерусских роспевов, основанных на знаменной формульности, и экспрессии предельно широких интервальных шагов, в которых мелодия достигает высшего напряжения, передавая экзальтированный характер эмоции.


ree

Вторая и третья части оратории «Канон Ангелу Грозному» развертываются в звучании колоколов.

В русской профессиональной музыке сложилось два типа колокольности. Один из них связан с использованием натуральных колоколов, которые в оперных театрах составляют отдельную группу (батарею) ударных инструментов, другой — с созданием этого эффекта средствами оркестра. В операх (в сцене смерти Бориса Годунова у Мусоргского или в сцене пожара в «Князе Игоре») натуральное колокольное звучание образует один из пластов в звуковой ткани. Принцип развития в ней – остинатно-гармонический. Такой же эффект возникает в фортепианной пьесе Бородина «В монастыре» (из «Маленькой сюиты») или во вступлении к опере «Хованщина» Мусоргского.

Другой тип колокольности заключен в принципе передачи звучания колоколов средствами оркестра (иногда — вместе с хором). Например, имитацией праздничного звучания колоколов звонниц Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля открывается вторая картина в опере «Борис Годунов». Здесь остинатный пласт образуют два малых мажорных септаккорда на расстоянии тритона (As – D), их дополняет радостно-оживленное фигурационное движение на звуках данных аккордов (малые колокола). При этом частично теряется тембровая специфика звона, так как каждый колокол имеет индивидуальный обертоновый спектр, который у Мусоргского представлен типизированной спектральной формой звука в диапазоне 1 – 7 обертон.

Колокольный звон во второй и третьей частях оратории Буцко по обертоновому спектру близок звучанию большого «Успенского» колокола Кремлевской звонницы, но, в то же время, он не совпадает с ним полностью в деталях (что, конечно, и не входило в планы автора). Часть колокольного спектра размещена в партиях хора, поскольку состав инструментов в оратории очень невелик и включает из типично оркестровых только группу ударных (литавры, гонг, там-там, тарелки, треугольник), а также вибрафон и два фортепиано. Кроме того, обертоновый ряд, в зависимости от его состава, типизированной или индивидуализированной формы, выполняет в звучании музыкальной ткани роль сонорно-гармонического фактора, регулирующего степень диссонантного напряжения звукового поля. Сравним спектр «Успенского» колокола со спектром Канона:


ree

ree

Уже первые такты второй части, где распет текст «Святый Ангеле, помилуй мя грешнаго», содержат вертикаль, включающую 1, 9, 12, 15, 16, 17, 21, 22 обертоны «Успенского» колокола.

Суровость колорита звучания в этом разделе достигается минорной терцией лада, отсутствующей в типичном спектре звука D, имеющего мажорный оттенок[4].

Вторая часть Канона передает широкую гамму эмоциональных состояний: от теплящейся надежды – «вниди с тихою радостию» до мольбы о спасении – «да не устраши мене окаянного». Последний эпизод включает хроматическое «погружение» октавных басов «Gis – C», что напоминает заключение Confutatis из «Реквиема» Моцарта, энгармоническое нисхождение по тональностям a-as-g-ges-f→F в котором образно передан смысл слов «Oro supplex et acclinis» — «Прошу я, молящий и коленопреклоненный».

ree

Третья часть («Из земли взят») исполнена высокого трагизма. Колокольный звон в ней оттеняет звучание песнопения, распетого на гласной «а» и напоминающего духовный стих. Пение поддержано серебристым тембром челесты; оно становится все ближе, усиливая горестный речитатив баса, призывающего помолиться о душе усопшего. Заключение третьей части, «Да ведет мою душу в сокровище света» — катарсис трагедии. Как открывшееся чудо, тихо звучит канон солирующих голосов (баса и тенора). Он открывает путь в иной, светлый мир, где душа каждого ищет свой приют.

ree

Седьмой номер («Небесного Царя») и восьмой («Из земли взят») вариационно развивают тематический материал первой и третьей частей, завершает же восьмой номер оратории тихий хоровой плач, который, как плач Юродивого в опере Мусоргского, соединяет судьбу каждого человека с судьбой народа…

В жизни всегда есть путь к спасению души — Вера, на что указывает в Каноне девятый номер – небольшой, как эпилог. «Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь», «Да славит Тебя душа моя и не умолкает. Господи, Боже мой! Буду славить Тебя вечно» — так призывает нас в псалмах царь Давид, и эти слова несет в своей душе каждый христианин.



[1] В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься. [2] Здесь возникают ассоциации и с самим кающимся Иоанном Грозным, называвшим себя юродивым, от лица которого и написан Канон. [3] В этом опять возникают переклички – уже с кантатой С.И. Танеева «Иоанн Дамаскин» («Иду в неведомый мне путь»).

[4] Функционально здесь ощущается основной тон В, к спектру которого добавлена субтерция. Может быть, поэтому очень естественно звучит завершающий этот раздел (и всю вторую часть) переход в Es dur (тт. 38–43 и 127–141).


Комментарии


  В оформлении сайта использованы работы заслуженного художника России Виктора Калинина, а также автографы композитора.

2021-2025. Фонд Юрия Буцко.

Куприянов Константин логотип
bottom of page